Заоблачная цена гражданского мира

1377513249_narodyПостановление правительства России «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России на 2014 – 2020 годы», опубликованное несколько дней назад, вызвало шквал критики.

Оппоненты находят, что сумма, приближающаяся к 7 миллиардам рублей – слишком заоблачная цена для достижения абстрактных целей. Но так ли уж высока цена, требуемая на установление гражданского мира и сохранения целостности страны? Момент выхода в свет постановления ФЦП пришелся на очередной пик паводка на Дальнем Востоке, убыток от которого составил около 7 млрд. рублей. Утвердить затраты на достижение туманной цели означало подвергнуть себя неминуемой критике: не достает средств на помощь пострадавшим, а тут налицо трата казенных денег не понятно на что?

Действительно, чем можно измерить начатое правительством в 2016 году «формирование условий для преодоления сложившихся негативных тенденций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений» или планируемое им к 2020 году «достижение устойчивых положительных результатов в сфере укрепления гражданского единства российской нации»? Именно эти цели официально заявлены ФЦП. Из требуемых на реализацию программы средств около 5 млрд. будет взято из федерального бюджета, оставшееся вложат регионы и муниципалитеты. Так много это или цена вполне приемлема? Вряд ли кто-то будет ставить под сомнение актуальность целей, обозначенных в программе. Сегодня всем ясно, что межнациональные отношения в России нельзя считать гармоничными — налицо острая нехватка единства гражданской нации. Но возможность ФЦП с бюджетом около 7 миллиардов рублей плавно перетечь из области мечтаний в область действительных политических достижений весьма и весьма туманна. Уже в названии программы заложено некое противоречие: упрочение целостности российской нации с одной стороны и поддержка этнокультурного развития народов России с другой.

Авторы ФЦП под нацией верно понимают россиян в общем, а не рассматривают по отдельности русских, татар, якутов или чеченцев. Но дело в том, что русские, татары, якуты или чеченцы часто думают иначе. В России лишь около 70% населения относят себя к россиянам и этот факт не могли не учитывать создатели ФЦП, иначе бы ее просто не было. Одним из труднопреодолимых препятствий к созданию крепкого единого гражданского сознания является то самое этнокультурное развитие народов, о котором говорится в ФЦП. Еще с советских времен сложилась представление, что нация – это не что иное, как этническая группа, а вовсе не какие-то призрачные россияне. И этнокультурное разнообразие достигается в том случае, когда в составе РФ присутствуют республики с «титульными национальностями».

Возможно для реализации целей ФЦП обозначенная сумма не вызывала бы такой диссонанс, если бы не размытость самих целей. Ведь четкого ответа на вопрос «что делать, чтобы сохранить единство страны» в программе так и не прозвучало.

Comments are closed.