Ислам

Ислам
***
Родина ислама – Аравия.
Эту страну издавна населяли семитские племена, ведшие кочевую жизнь, и лишь главным образом в Йемене жили оседлые арабы, занимавшиеся земледелием, имевшие города и ведшие торговлю с соседними странами.
Сами арабы были язычниками, но к ним проникали верования соседних народов. Хотя население Аравии и было разделено в политическом отношении на мелкие племена, но в религиозном – уже объединялось в почитании священного черного камня, принесенного с неба. Этот камень, в последствии, был вделан в стену святилища Каабы в городе Мекке, которое было религиозным центром арабов. В Каабе помещались идолы отдельных племен (до 360 шт.) и среди них были и изображения Авраама и Богоматери с младенцем Иисусом на руках. Ибо среди арабов уже в достаточной мере распространились и иудаизм и христианство. Очень много евреев поселилось в Йемене после разрушения Иерусалима в I веке н. э., а позднее не без успеха велась христианская проповедь. Кроме этого в Аравии укрывались преследуемые в империи ариане, несториане и монофизиты. Сами арабы признавали существование “Всевышнего Бога”, но это религиозное понятие отличалось у них большой неопределенностью. Появилось даже религиозное учение т. н. ханифов, которые верили в единого Бога и в загробное воздаяние за грехи и про проповедовали вручение себя Богу, что по-арабски называлось ислам.
***
Мохаммед родился ок. 570 г. в Мекке. Он происходил из племени корейшитов, которое охраняло Каабу и владело ключами святилища. Но род его был очень беден. Мохаммед остался круглым сиротой в раннем детстве. Мальчик рано вынужден был сам зарабатывать на хлеб в качестве пастуха овец и коз. Лет 23 – 24-ех он поступил на службу к богатой вдове Хадидже, которая вела торговлю и стал ходить с караванами, сначала погонщиком, потом приказчиком. Мохаммед был достаточно замкнутым юношей, отличавшимся острым умом. Сильно интересовался религиозными вопросами, изучал иудаизм, христианство и ханифский ислам. Часто удалялся в горную пещеру где предавался молитвам и посту. С ним часто случались припадки, которые он считал одержимостью бесами, но иногда у него бывали и более светлые видения, и тогда он спрашивал себя, не пророк ли он Господа. Близкие люди, среди которых было много ханифов, успокаивали его, и мало-помалу и они, и он сам уверовали в его божественное посланничество.
Однажды в 610 году Мохаммеду явился светлый юноша и приказал идти проповедовать веру в Господа. Мохаммед выступил с проповедью против идолопоклонничества, что очень не понравилось хранителям Каабы, и он сделался мишенью для насмешек. Самого Мохаммеда не трогали – опасались его многочисленной родни, а вот его последователи подвергались гонениям. Положение нового пророка в Мекке стало совершенно невыносимым, но зато он приобрел популярность в Медине. Именно там было очень много иудаистов и ханифов. Между двумя городами существовала старинная вражда. И в Медину бежала большая часть последователей Мохаммеда. Когда же ему самому стала грозить опасность, он бежал из Мекки в Медину в 622 году. С этого момента – геджры, начинается исламское летоисчисление. Мединцы признали Мохаммеда пророком и правителем.
Именно здесь построена первая мечеть, установлен порядок богослужения, введена десятинная подать на религиозные нужды, введено празднование пятницы, учрежден порядок постов. К Мохаммеду обращались по судебным вопросам, и его решения, основанные на народных обычаях и ветхозаветных установлениях, легли в основу исламского права.
Вскоре вспыхнула война между Меккой и Мединой в которой мусульмане одержали победу. Мохаммед очистил Каабу от идолов, но он с почтением отнесся к черному камню. Теперь уже Мекка стала религиозным центром ислама. Предприняв поход в Сирию, Мохаммед скончался в 632 году.
***
Основными постулатами ислама являются:
догмат “о предопределении”, т.е. все в мире зависит от воли Бога, и все заранее предначертано им еще в начале творения;
“Пять столпов” веры:
Символ веры – “нет Бога, кроме Бога, и Мохаммед пророк его”.
Ежедневные молитвы.
Соблюдение постов.
Платить десятинный налог (“закат”).
Совершать паломничество (“хадж”).
Запрещено поклонение каким-либо изображениям. У евреев заимствован запрет на поедание свинины, к которому добавился запрет на питье вина.
Всякий неверующий в единого Бога признается “неверным”, а иудеи и христиане считаются “обладателями писания”, а Моисей и Христос – предшествующими Мохаммеду пророками.
***
Учение Мохаммеда изложено в “Коране”, который является сводом откровений Бога пророку. Сама Книга записана уже после его смерти последователями, собиравшими его интерпретации видений. В середине 7 века появилась окончательная редакция “Корана”, которая состоит из 114 “сур” (глав), разделенных на стихи.
Кроме Корана существует еще одна книга, содержащая свод правил поведения и обычаев – “Сунна”. Сунна состоит из 6 канонических сборников и основана на т.н. “хадисах”. Сунна помогает регулировать вопросы, не освещенные в Коране. Она также содержит рассказы о деяниях Мохаммеда и его последователей.
Именно эта книга послужила причиной раскола в исламе на 2 течения – суннитов и шиитов. Соответственно – сторонников и противников Сунны. Первых возглавил Моавия – сирийский полководец, других – Али – зять и племянник Мохаммеда. В результате конфликта шииты потерпели поражение. И “халифом” сделался Моавия – родоначальник династии Омайядов. Именно войска Омаядов вторглись в 711 году в Испанию. В 750 году против Омаядов восстал правитель одной из персидских провинций Абдул-Аббас. Он овладел Меккой и Мединой и стал родоначальником династии Аббасидов и перенес столицу в Багдад. В Испании не признали переворота и образовали свой халифат со столицей в Кордове.
***
Духовный глава мусульман – “имам” — является и светским главой общины. Иными словами ислам не знает того различия, которое образовалось в христианском мире между духовной и светской властью.
Та же самая власть перешла и к халифам (“наместник”), как стали называть преемников Мохаммеда.
Ислам отвергает право собственности на землю. Вся земля принадлежит лишь Богу, а распоряжаться может один лишь имам (или халиф), потому что он – тень Бога на земле. Если имам и передает землю частным лицам, то лишь за уплату известных налогов.
Т.к. в исламе не существует различия между светским и духовным законом – всякое изменение в праве является изменением и в религии.
***
Исмаилиты – шиитская секта возникшая в 8 веке. Название получила по имени Исмаила – сына шиитского имама Джафара. Учение резко отличается от ортодоксально-мусульманского. Исмаилиты полагают, что Бог для людей непостижим и непознаваем. Поэтому с молитвой следует обращаться не к нему, а к “мировому разуму”, созданному Господом. Исмаилиты верят в переселение душ. Человеческая душа, как часть “мировой души”, способна воспринимать “божественную истину”, но прежде она должна пребывать поочередно в телах многих людей, живших в разное время. Достигшая “божественной истины”, умудренная ею душа попадает в рай. Души Мохаммеда и его зятя Али переселяются в имамов исмаилитов.
***
Суфизм (от арабского суф – шерсть, грубая шерстяная одежда) – мистико-аскетическое направление.
Первые суфийские общины возникли около 800 г. и объединяли низшие слои духовенства, недовольного существующим социальным неравенством, корыстолюбием высшего духовенства, слившегося с феодальной аристократией.
Проповедь праведной жизни, аскетизм, критика образа жизни сильных мира сего импонировали беднейшим слоям населения. Осуждается богатство, роскошь, чревоугодие и праздность жизни.
Бедность возводится в культ, как наилучшее средство к спасению души.
Проповедниками и носителями суфизма в массы являются дервиши, странствующие и живущие в обителях под водительством шейхов.

Comments are closed.