Хадж

Хадж.
Паломничество в Мекку является обязанностью всех мусульман, однако есть много исключений: паломник должен быть совершеннолетним (дети, которые были в Мекке с родителями, обязаны совершить паломничество еще раз), не умалишенным, не рабом, не вынужденным совершить паломничество для запретных дел (убийство, грабеж),он не должен совершать паломничество, если у него есть более важное дело или если дорога опасна, а другой нет, он должен иметь возможности для паломничества (т.е. провиант, компанию или возможность присоединиться к каравану), иметь возможность все устроить так, чтобы во время его отсутствия его хозяйство не пришло в упадок и его семья не померла с голоду(т.е., например, взять денег на паломничество или поручить кому-либо присмотреть за хозяйством, паломничество для женщины, которая знает, что во время ее путешествия она будет испытывать материальные трудности, а муж ее беден, не обязательно, и вообще не обязательно для бедного человека. Если расходы по содержанию вашей семьи кто-то взял на себя, но вы не уверены, что он сдержит слово, то можете сидеть дома с чистой совестью). Если вы совершаете поездку по каким-либо торговым делам в Хиджаз, то по возможности должны совершить и хадж. Но все дело в том, что не было возможности реально не допустить бедных и умалишенных совершить хадж, хотя шариат строго осуждал решившихся на это без достаточных оснований, оттого было множество нищих и больных в огромных караванах (обычно из Каира, Ирака, Дамаска, или кораблем до Джидды, предводитель подобного каравана назывался “амир аль-хадж”) и большинство из них не доживало до цели. Впрочем, подобная смерть считалась весьма достойной. Можно было нанять кого-либо, чтобы он совершил хадж за тебя (вакил ал-хадж), но это должен быть человек, уже совершивший хадж, либо он должен будет еще раз совершить хадж за себя, иначе он не считается хаджи. Мужчина мог совершить хадж за женщину и наоборот. Хадж совершается ежегодно в 12 месяце зуль-хиджа, целью является посещение храма Каабы в Мекке, могилы пророка в Медине, молитв в ряде мечетей в Хиджазе ( для шиитов –дополнительное паломничество к могилам Хусейна в Кербеле, четвертого калифа Алиибн Абу Талиба (кузен Пророка) в Неджефе, имама Резы в Мешхеде, святой Масумы в Куме, но это именуется не официальным хаджем, а зиярат(“посещение”).
Если вы решили предпринять хадж, устройте все свои дела, назначьте день отъезда, соберите домочадцев для напутственной молитвы, попрощайтесь, выйдя из дома и обратившись к кибле, прочтите “Фатиху” и три раза – последние два айата второй суры, затем со словами “Бисмиллах ве рахмане рахим” (Во имя Бога милостивого милосердного) идите. В пути вы обязаны исполнить несколько ракатов с соответствующими молитвами, а также быть щедрым и сострадательным, милостивым и ласковым и избегать ссор.
В Хиджаз вступают в особом одеянии- ихраме(состоит из двух кусков бязи или полотна, один обертывают вокруг бедер (изар), другим закрывают верхнюю часть тела, перекидывая его через левое плечо и пропуская под правую подмышку(ридах). Женщины прикрывают им еще и голову. Ихрам должен быть из материала, которого не касалась игла, на ноги можно одеть сандалии), его уже нельзя снять до конца хаджа( за исключением случаев чрезвычайной необходимости, но тогда в курбан-байрам придется принести в жертву барана). С момента облачения в ихрам нельзя никого обижать, бриться, стричься, стричь ногти, курить, вести торговые дела, предаваться всякого рода страстям, и нельзя никого убивать, даже комаров, срывать листья с деревьев и вообще портить полигон (Коран, 2:193). Вступление в ихрам знаменуется особым обращением к Аллаху (талбийа), требуется у порога Каабы произнести по-арабски “Лаббайк Аллахума Лаббейк. Ла шарик лака, лаббейк”( Вот я перед тобой, о Аллах. Нет у Тебя сотоварища, Ты один), эта формула обязательна при вступлении в Мекку и посещении всех главных святынь.
Прибыв в Мекку к 7 числу месяца зу-ль-хиджжа, вы совершаете обряд “малого паломничества”, тавваф ат-тахийа (он же совершается при окончании паломничества и наз. Таваф ал-вада, обычно сие предпринимается под предводительством сеида (знатока правил таваафа). ), надо войти в Запретную мечеть (Аль-Харам) с правой ноги через Бабул-ниджат(“Ворота спасения”), в левом углу наружной восточной стены Каабы есть ниша(с трудом туда можно просунуть голову, чтобы коснуться камня губами(такбил), но обычно из-за страшной давки едва успеешь просунуть руку, тогда целуют означенную конечность и касаются ею глаз, -истилам), где и хранится черный камень –Хаджар аль-асвад. после чего начать ритуал обхода вокруг Каабы (требуется у порога Каабы произнести по-арабски “Лаббайк”, после чего обойти Каабу семь раз против часовой стрелки,как можно ближе к стенам храма, по пути покло нясь “иракскому” и “йеменскому” углу (целование, прикосновение рукой, произнесение молитвы ас-салат), причем первые три круга надо пробежать, а остальные пройти. По окончании сего следует подойти к месту у входа в Каабу, прижаться к нему телом, поднять правую руку в сторону входа и произнести молитву, прося милости и прощения за грехи. В заключение совершается молитва в 2 раката. Во время первого из них читается сура 109, а во время второго – сура 112. Напротив, в Макам Ибрахим, хранится каменная плита со следами ног Ибрахима (построившего Каабу), здесь в честь него дважды читается молитва. Рядом находится колодец Земзем (внутренюю часть здания, где находится колодец, вы посетили при первом обходе Каабы), из него вы берете воду дважды: для питья и для обливания с головы до ног. Исполнив предписанные молитвы, вы идете к холмам Сафа и Мерв, поднимаетесь на холм Сафа. Оборачиваетесь лицом к Каабе о обращаетесь с молитвой о помощи и защите, затем спускаетесь до столба у подножия и бежите к другому столбу, -к подножию холма Марва, читаете там ту же молитву. И так 7 раз, это называется “са`й”. “Малое паломничество” на этом закончено (его можно совершить в любое время, не обязательно в период хаджа), но если вы решили этим не ограничиться, погодите выходить из состояния ихрама.
Основные обряды совершаются строго коллективно и в строго установленные дни:
7 числа зу-ль-хиджа в Масджид аль-Харам читается хутба об обязанностях совершающих хадж.
8 числа паломники идут к горе Арафат 9ок. 25 км.), чтобы, по традиции, запастись питьевой водой (йаум ат-тарвиа), ночь проводят в долине Мина.
9 числа в полдень происходит центральный обряд хаджа – стояние у горы Арафат (вукуф), где до заката паломники творят молитву, как можно громче и , естественно, по-арабски. После захода солнца все бегом возвращаются в долину Муздалифа (идафа), второе святое место хаджа после Мекки, и всю ночь молятся в ярко освещенной мечети, а женщины, дети и старики идут к долине Мина. Это ночь поста и молитвы для всех мусульман мира.
10 числа после первой молитвы к детям и старикам присоединяются все остальные, они бросают подобранные в долине Муздалифа семь камешков в столб (джамрат ал-акаба), символизирующий Иблиса (последний из трех столбов), затем следует обряд жертвоприношения (по традиции, жертвенными животными могут быть: верблюд не моложе 5 лет; бык или коза не моложе одного года, или овца не моложе 7 мес. Часть принесенного в жертву съедается паломником, остальное раздается бедным) совершив жертвоприношение, вы, наконец, стрижете бороду и волосы (женщины отрезают прядь волос), и закапываете сии отходы в долине Мина. После чего следует вернуться для последнего обхода Каабы (покрытой к тому времени новой кисвой, устройство коей при необходимости укажу отдельно).
После тавафа те, кто не совершал “малого паломничества”, идут к холмам Сафа и Мерв, где с 11 по 13 число продолжают приносить жертвы, посещают долину Мина и бросаются камнями уже во все три столба.
14 числа оканчиваются все обряды хаджа. Некоторые идут в Медину поклониться могиле пророка, в мечеть Аббаса, и за прочими шиитскими надобностями. Домой вы возвращаетесь в зеленой чалме, арабском бурнусе или длинной белой галабее, что символизирует совершение хаджа, и то, что теперь вы – хаджи. Дома вас должны торжественно встретить, после чего вы уже можете предпринять новый хадж.

Comments are closed.