Башня Сююмбике

Башня Сююмбике

К западу от Губернаторского дворца расположен знаменитый памятник Казани — башня Сююмбике. Без неё невозможно представить наш город так же, как Париж без Эйфелевой башни. Своим исключительным важным значением в панораме города она обязана как местоположению в центре наиболее древней части Казани, так и самобытности облика, высоким художественным достоинством. В основу динамичной и острой композиции памятника положен мотив стремительного нарастания движения ввысь, пластически выраженного постановкой друг на друга ряда уменьшающихся в объёме ярусов. Возведённая из большемерного, хорошо обожжённого кирпича семиярусная башня состоит из высокого мощного четверика с величественной проездной аркой, над которой ступенчато возвышаются убывающие вверх три четверика и четыре восьмёрика, завершающиеся лёгким восьмигранным павильоном, крытым изящным шатром с дозорной вышкой над ним, увенчанный шпилем над ним с позолоченным полумесяцем на яблоке. При своих значительных размерах (площадь основания 140 м2,  высота 58 м.) башня не кажется ни тяжёлой, ни грузной. Безукоризненные найденные пропорции придают ей удивительную стройность, изящную простоту и радующий глаз совершенство архитектурных форм. Массивность нижнего четырехугольника башни зрительно облегчается высоким арочным проездом, перекрытым коробовым сводом и расположенными справа и слева от него вертикалями приставных колонок со стилизованными капителями, своеобразно интерпретирующими мотивы коринфского ордера. Далее следует ещё два уменьшающихся в размерах четверика, стены которых пронизаны прямоугольными оконными проёмами с наличниками. Поставленные на них восьмёрики строгих очертаний подхватывают ритмическую последовательность нижних ярусов башни, но благодаря более вытянутым пропорциям и укрупнению оконных проёмов по контрасту с четвериками кажутся очень лёгкими, почти невесомыми.
В органической слитности с архитектурными формами выполнены пластические элементы убранства. Оно включает на первом нижнем ярусе четыре трёхчетвертные колонки со сталактитовыми капителями, покрытыми конусными навершиями. Четверик, не имеющий карниза, обработан ширинками (квадратными нишками), ленточно опоясывающими его верхнюю часть. На завершении двух следующих четвериков сделаны карнизные тяги из трёх выступающих полос кирпичной кладки, над которыми идёт типично восточный пояс из вертикальных рядов кирпичных гофр, который мы видим и в оформлении Малого минарета в Бyлгаре (XIV в.). Восьмёрики имеют неразвитые слабо выступающие карнизы из трёх рядов кирпичной кладки. Обходные галереи над тремя нижними этажами — гульбища, обнесены парапетами, грани всех ярусов подчёркнуты лопатками или тонкими валиками.
Уникальность башне Сююмбике придают татарские национальные мотивы. В их числе минаретоподобное завершение, подчёркнутая ступенчатость, несвойственная чисто русским ярусным сооружениям; наличие приставных декоративных ничего не несущих трёхчетвертных колонн, оригинальная форма капителей колонок, трактовка которых близка капителям Чёрной палаты в Бyлгарах, ячеистые консоли над раскреповками в углах второго яруса.
Помимо архитектурного облика известность башне Сююмбике придаёт заметный наклон в северо-восточную сторону. В настоящее время от своей вертикальной оси она отклонилась приблизительно на 198 см. В связи с этим в 1914 — 1916 гг. были проведены реставрационные работы — нижний ярус был охвачен железным поясом, несколько исказившим архитектурный облик башни.
Письменных источников, содержащих упоминание о времени сооружения башни и об изначальном её назначении, не обнаружено. Проведённые в 1976 — 1977 гг. специальные археолого-архитектурные исследования башни (рук.С. Айдаров и А. Халиков) показали, что башня от фундамента до шпиля построена в конце XVII в. или в начале XVIII в. как дозорно-сторожевое сооружение. Заметим, что её характерного силуэта нет ни на гравюре Олеария, бывшего в Казани в 1630 г., ни на гравюре Витзена, посетившего город в 1652 г. Но как же быть с названием башни? Ведь та, чьё имя запечатлено в нём, жила совсем в иное время — в XVI в.
Сююмбике — «радость-девица» — реальная историческая личность, последняя казанская царица. Казанский летописец характеризовал её очень красивой. К тому же она была культурной, начитанной женщиной, собравшей большую библиотеку, политически умной и дипломатичной.
Сююмбике была дочерью ногайского мурзы Юнуса. В 1533 г. её привезли в Казань в качестве невесты казанского царя Джан-Али, бывшего до того касимовским царём и посаженного на казанский престол русским великим князем Василием III. Очень скоро(одни источники говорят о 1533 г., другие — о 1536 г.) он был убит казанцами, восставшими против него. Сююмбике в том же году стала женой казанского царя Сафа-Гирея. После смерти последнего в 1549 г. ей пришлось быть регент-шей (правительницей) при малолетнем сыне Утямыш-Гирее. Но она правила лишь три года, да и номинально. Фактически всем управлял крымский вельможа Кощак, который вёл политику против Москвы. Но в 1551 г. он и ещё несколько таких же активных сторонников независимости Казани были выданы Ивану IV Грозному, а вскоре наступила очередь и Сююмбике с Утямыш-Гиреем. В августе того же года её вместе с сыном увезли в Москву. На двенадцати ладьях отправили и царские со-ровища. В 1552 г. Сююмбике насильно выдали замуж за ставленника Ивана IV Грозного касимовского-казанского царя Шах-Али (брата Джан-Али). До последних дней своей жизни она была вынуждена жить в Москве.
Образ Сююмбике сохранился в памяти народа — до сих пор ещё в народе живут легенды, увязывающие башню с именем Сююмбике. Вкратце они сводятся к следующим сюжетам:
1. башня построена царицей в память своего мужа Сафа-Гирея, умершего в 1549 г.;
2. она сооружена Иваном IV  Грозным за семь дней (семь ярусов) после взятия Казани в 1552 г. как условие-просьба Сююмбике, которая якобы затем бросилась с седьмого яруса;
3. это минарет ханской мечети, возведённой Сююмбике, или часть дворца казанских ханов, завершённого строительством при царице.
Все эти легендарные версии хотя и отражают (причём весьма своеобразно) определённые исторические факты, однако далеки от реальности.

Comments are closed.