Мечеть Кул Шариф

Мечеть Кул Шариф

Мечеть Кул Шариф

О строительстве мечети было объявлено Указом Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева (13 ноября 1995 г.): «… воссоздать (в Казанском Кремле) здание мечети Кул Шариф». В том же году объявлен открытый конкурс на лучший проект возрождения мечети, который был завершён 25 мая 1996 г.

Победил проект, где объединились творческие силы двух лидеров первого тура конкурса на основе «четырёхминаретной» идеи (архитекторы Ш. Латыйпов, И. Сайфуллин, А. Саттаров и М. Сафронов). В процессе проектирования родилось новое архитектурно-художественное решение мечети (архитекторы И. Сайфуллин и С. Шакуров) при сохранении общей композиции комплекса, однако при этом изменился художественный образ всего ансамбля, в него был заложен ряд смысловых элементов, приблизивших архитектуру мечети к местным традициям.

В композиции здания нашёл своё отражение легендарный образ восьмибашенной мечети Кул Шариф — наиболее известный па-мятник ханской Казани, о местоположении которой мы уже говорили. В своём исследовании видный татарский учёный, просветитель, философ Ш. Марджани писал, что в крепости была восьмиминаретная Соборная мечеть, во главе которой стоял сеид Кул Шариф, пользующийся уважением. Это историческая личность, имя которого золотыми буквами вписано в историю татарского народа. После смерти своего отца Мансура в 1546 г. он назначается предводителем религиозных деятелей ханства. Широкообразованный, нравственно чистый и честный человек, он пользовался огромным уважением на родине. Когда он на своём белом коне проезжал по улицам города, казанцы в знак глубокого уважения восторженно приветствовали его. Даже хан при встрече слезал со своего коня, целовал подол его чапана, желал ему здоровья.

Кул Шариф был видным государственным деятелем. В моменты междуцарствия в силу своего высокого положения становился во главе временного правительства. Когда трон занял Ядыгар хан, Кул Шариф вошёл в состав правительства и активно участвовал в повседневных делах ханства. Он также был дипломатом. Дипломатические поручения требовали от него выдающейся образованности, глубокого ума и широкого опыта. Русские князья, поддерживая снязи с казанскими ханами, присы-лали ему персональные письма и подарки. Он также был поэтом, до нас дошли несколько его произведений.

Что касается мечети Кул Шариф, то она поражала гостей Казанского ханства своим великолепием, изящностью, красотой, богатой библиотекой. Она вмещала несколько тысяч человек. В ней по пятницам собиралось практически всё мужское население Казани, проходили церемонии возведения ханов на престол. Она была центром религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI в.

Образ легендарной восьми-минаретной мечети оказался настолько сильным в памяти татарского народа, что по прошествии почти пяти столетий вновь была воссоздана мечеть с её именем. Генеральной идеей мечети Кул Шариф является её историческое значение как главной мечети Татарстана и татарского народа, возрождающего свою государственность. Другая ведущая идея — мемориальность, память о защитниках Отечества. Купольное здание с четырьмя минаретами по углам (центр всей композиции) символически воссоздаёт разрушенную много веков назад аль-Кабир города Бyлгар, древний сим-вол поволжского Ислама. В многоминаретности нашла своё отражение легенда о восьмибашенной мечети XVI в Кул Шариф. Главный купол обрёл формы, ассоциирующиеся с образом «казанской шапки» — короны казанских ханов, увезённой в Москву после падения Казани и экспонирующейся ныне в Оружейной палате. Переплетающиеся конструкции стрельчатых арок подчёркивают родство с каркасной конструкцией юрты — древнего жилища кочевых тюрок. Витражи на окнах — турецкие. Элементом художественного образа, органично вплетающимся в архитектуру здания, стал древнебyлгарский знак возрождения и процветания — тюльпан. Мечеть красива и необычна не только снаружи, но и внутри.

Мечеть Кул Шариф четырёхъярусная. Первый ярус — цокольный этаж. Там располагаются тахаратханэ (омовельные за-лы), музей ислама и гардероб. Второй ярус — холл, где встречают гостей и размещают мужчин, если не хватает места в мужском молельном зале.

Центр холла украшает уменьшенная копия мечети Кул Шариф, украшенная драгоценными камнями. Панно на стенах вы-ложены из мозаики. С правой стороны изображён древний город Бyлгар, некогда бывший столицей Волжской Булгарии. Там же в 922 г. был принят ислам. Город и сейчас существует. Он находится примерно в 200 км. к югу по реке Волга от Казани (дорога на Ульяновск). С левой стороны на панно — главная мечеть в Мекке (Саудовская Аравия). Туда каждый год соверша-ется хадж мусульманами. Мекка — это место, где пророк Мухаммад родился (570 г.) и где ему были ниспосланы откровения Аллаха.

Деревянная дверь в холле ведёт в комнату имама. Интерьер зала приёмов имама имеет выраженный восточный характер. В центре зала установлен окруженный креслами стол переговоров, вдоль стен расставлены диваны. Обивка кресел и диванов выполнена из набивных тканей с характерным декоративным рисунком. Стены обтянуты тканью золотого цвета. Боковые стены зала украшают два шамаиля, выполненные в традиционной технике татарского декоративно-прикладного искусства — золотого шитья. Комнаты омовений облицованы керамической плиткой с мотивами татарского орнамента. Колонны, расставленные по оси зала, выполнены из белого мрамора.

Лестницы ведут на смотровые площадки. С них хорошо видны мужской и женский молельные залы. Мужской молитвен-ный зал, рассчитан на 720 человек, над ним находится галерея для женщин вместимостью 300 человек. Высота мужского за-ла до верхней отметки купола составляет 32 м., диаметр внутреннего опорного Кольца — 16 м.

Для облицовки использовали мрамор из Челябинской области, люстры по спецпроекту изготовлялись в Чехии (в самой большой из них , диаметром 5 м. и весом 1,8 т. — 300 лампочек). Для создания внутрениего интерьера использованы лепнина, позолота, витражи, мозаика, шамаили (от арабского — оберег, от персидского — настенное панно, картина — изречение охранно- ритуального значения). Росписи обращают нас к татарскому национальному орнаменту и работают на контрасте с беломра-морным фасадом и голубыми минаретами. Многие элементы декора выполнены местными татарстанскими мастерами. Ков-ры для внутреннего убранства мечети подарены Ираном. На куполе в медальонах внутри мечети арабской вязью начертаны 99 имён Аллаха, суры из Корана, на шамаилях перечислены имена пророков от Адама до Мухаммеда. Высокие и узкие окон-ные проёмы, завершённые стрельчатыми арками, заполнены цветными витражами. Опорное кольцо купола опоясывает кал-лиграфическая панно с текстами суры «аль — Имран».

Деревянные двери богато оформлены резьбой, потолки украшены росписью, бордюры стен и потолочных балок облицова-ны белым мрамором. В боковых нишах установлены четыре орнаментальных панно из фаянсовых изразцов с подглазурной росписью.

Особое значение в пространстве мечети придаётся залу Музея исламской культуры в Татарстане.

Comments are closed.