Музей Ислама

Музей Ислама

Сююмбике монарасы

В основе его образного решения лежит идея преемственности исламских традиций в культуре татарского народа. В пер-вом зале, посвящённом основным положениям Ислама, центральное место занимает Коран — слово Аллаха, переданное всему человечеству через пророка Мухаммада (мир ему) по предвечно существующему небесному оригиналу. В центре зала установлена люстра конической формы. В Коране Аллах разъяснил нормы и принципы всего того, на чём должен основываться весь государственный строй или образ человеческой жизни. Дальнейшее развёрнутое толкование и пояснение указанных норм и принципов нам дал Посланник Аллаха Мухаммад (мир ему), практически претворявший В своей жизни тот образ жизни, который был продиктован Кораном.

Предания о жизни и деятельности пророка известны как Сунна — второй, после Корана, неоспоримый и подлинный источник Исламского вероучения, Сунна буквально означает «пример, обычай», т.е. пример жизни Мухаммада (мир ему) как образец и руководство для всей мусульманской общины, представляющая собой совокупность хадисов — рассказов о высказываниях и действиях Пророка (мир ему). В экспозиции представлены наиболее авторитетные у суннитов шесть сборников хадисов.

Все Божественные Книги были ниспосланы исходя из потребностей той эпохи, в которой они были ниспосланы. Все они включали в себя принцип единобожия. Различия существовали лишь в некоторых правовых нормах и формах поклонения.
Данная тема размещена в четырёх витринах, где представлены в хронологическом порядке имена наиболее известных пророков Аллаха, аяты из Корана о них; современные издания Книг, ниспосланных посланникам Аллаха. В экспозиции «Столпы Ислама» подробнее можно ознакомиться с основами Ислама. Важнейшими из этих столпов, на ко-торых воздвигнут великий Ислам, являются аш-шахада (свидетельство) — формула Исламского символа: веры, намаз, ураза, закят и хадж.

Ислам — единственная в мире религия, где вопросы государственного устройства, экономики, общественной и личной жизни являются составной частью исповедания веры и духовной практики. В экспозиции представлены темы о роли Ислама в регулировании разных сфер жизни общества — «Ислам и государство», «Ислам и экономика», «Ислам и наука», «Ислам и искусство», «Ислам и семья».

По периметру второго зала расположены витрины с экспонатами, рассказывающими об Исламской цивилизации Среднего Поволжья, о роли Ислама в истории и культуре татарского народа.
Считается, что знакомство некоторой части бyлгар с мусульманской религией и принятие её происходило ещё в VII — VIII вв. в Приазовском тюркском государстве Великая Булгария. В 922 г. в Волжской Булгарии  Ислам был провозглашён в качестве официальной государственной религии. Позднее, когда Волжская Булгария оказалась в составе нового государственного образования — Золотой Орды, Ислам свои позиции в регионе не утерял, а скорее даже укрепил. Первым золотоордынским ханом, принявшим Ислам, был Берке. После его восшествия на престол начинается массовый переход аристократии к мусульманству. С принятием Ислама в Золотой Орде получила большое распространение высокоразвитая арабская культура. В этот период построены культовые памятники архитектуры, написаны научные труды, поэтические произведения талантливых авторов.
В экспозиции — серебряные монеты с арабской надписью времени правления Узбек хана, рисунок-реконструкция Соборной мечети в Бyлгарах, выполненный Н. Халитовым, копия прозаического сочинения золотоордынского писателя Махмуда Булгари «Нахдж аль Фарадис».

С образованием самостоятельного Казанского ханства Ислам получил ещё более широкое распространение и был государственной религией. Во главе местного мусульманского духовенства стоял сеид, который пользовался значительной политической властью. Макет одной из мечетей Казанского ханства в реконструкции Н. Халитова — мечети Нургали — можно уви-деть в экспозиции.
Религиозная ситуация в крае коренным образом меняется после завоевания Казанского ханства в 1552 г. войсками Ивана Грозного. Русское самодержавие, православная церковь разворачивают беспощадную борьбу против мусульманства, направленную на искоренение Ислама. В экспозиции, посвящённой христианизации — фотографии Спасо-Преображенского монастыря, Духовной академии, учениц Крещено-Татарской школы, букварь крещёных татар и другие миссионерские книги.
С конца XVIII в. начинается новый этап развития Ислама у татар в качестве идейного знамени национального возрождения и прогресса.
Идейными столпами этого периода развития реформаторства были Г. Утыз Имяни (1754 — 1834) и Г. Курсави (1776 — 1812). Вершиной татарского религиозного реформаторства является деятельность Ш. Марджани (1818 -1889). Он отстаивает в своих философских сочинениях идею иджтихада, права каждого поколения на творческие поиски истины, в борьбе с традиционалистами призывает единоверцев взять на вооружение идеи Ислама, стимулирующие национальный и социальный прогресс.

В музее экспонируются портреты Ш. Марджани и Г. Курсави, выполненные Н. Фахрутдиновой. Особую ценность имеет книга Ш. Марджани 1889 г. издания с личной печатью автора.

На рубеже ХIХ-ХХ вв. среди татар происходят существенные перемены в социально-экономических и культурно-идеологических отношениях. В это время большое развитие получает явление джадидизма, философского учения, центральное место которого занимает обучение и воспитание. Крупнейшее в России мусульманское новометодное учебное введение и Казани основал Г. Баруди, открыв медресе «Мухаммадия». В таких школах наряду с богословскими науками стали преподаваться светские предметы, большое внимание обращалось на внедрение основ научной педагогики.
В этом разделе размещены фотографии, книги ученых-богословов, просветителей — Г. Баруди, Р. Фахрутдинова, А. Максуди, З. Камали, Г. Буби, М. Бигиева; учебники новометодных медресе; журнал «Дин вэ эдэп», редактором которого был А. Максуди. Особенный интерес представляет расписание уроков медресе Мухаммадия за 1913 — 1914 учебный год. Центральное место в зале занимает условный интерьер кабинета просветителя. Он воссоздан из мебели, предметов, книг той эпохи, в кото-рой жили татарские просветители.
После Октябрьской революции, установлением советской власти, начинается антирелигиозная политика государства: закрывались мечети, разрушались минареты, сжигалась религиозная литература, были репрессированы и расстреляны тысячи видных мулл и богословов. В результате общемасштабной атеизации населения Ислам переместился на бытовой и обрядовый уровень. Несмотря ни на какие угрозы, татары-мусульмане выполняли религиозные обряды, касающиеся важнейших событий жизни человека. В Казани функционировала всего одна мечеть — мечеть Марджани, вокруг которой объединились мусульмане Казани. В экспозиции представлены мемориальные предметы видных (официальных и неофициальных) религиозных деятелей советского периода.
В 90е гг. XX в. Ислам вступил в новый этап своего развития — период возрождения: растёт количество мусульманских общин, идёт массовое строительство мечетей, открываются религиозные учебные заведения, издаётся религиозная литература и периодическая печать, организовано Духовное управление мусульман Татарстана (ДУМ РТ).
Материалы, размещённые на нескольких стендах, рассказывают об Исламе в современном Татарстане. А завершает экспозицию витрина с современными толкованиями Корана на татарском и русском языках.
Музей Ислама оснащён современным оборудованием, с помощью которого можно посмотреть фильм о знамениях Аллаха и послушать музыкальный шамаил.
Идея создания музея возникла одновременно с идеей строительства мечети Кул Шариф, ибо комплекс мечети изначально запланирован не только культовым, но и культурно-просветительским комплексом. Указ Президента Республики Татарстан (ноябрь1995) гласит: «В целях сохранения исторической преемственности воссоздать здание мечети Кул Шариф с последующей музеефикацией…». Согласно Указу, уже на стадии проектирования в состав помещений мечети был включён и музей, открытие которого состоялось в декабре 2005 г.

Указ М.Ш. Шаймиева написан на камне, который был заложен при начале воссоздания мечети в 1996 г. Площадь перед мечетью, где расположен камень, также предназначена для молящихся людей. Рисунок на площади выполнен ромбиками, остриё которых показывает направление на Мекку. Цвета ромбиков символизируют цвета татарстанского флага.
Ориентация мечети на Мекку была определена с точностью до сотой доли секунды через спутник.
Новая мечеть Кул Шариф — это не просто мечеть, и даже не просто главная мечеть Казани и государства. Это новый сим-вол Казани и Татарстана, притягательный центр для всех татар в мире. Это вектор, направленный из прошлого через сегодняшний день в будущее. Строительство этого уникального по своей значимости сооружения в Казанском Кремле позволяет по-новому, более пристально, вдумчиво, объективно взглянуть на нашу историю, на наше духовное и материальное на-следие, поднимать новые пласты культуры, завещанные нам минувшими столетиями.

В начале XXI в. Казанский Кремль предстаёт перед нами как уникальный комплексный памятник природы и ландшафта, градостроительства и архитектуры, археологии, истории и культуры. Кремль сочетает запад и восток, здесь располагаются мечеть Кул Шариф и Благовещенский собор. Башня Сююмбике и ханский мавзолей создают неповторимый облик древней крепости, которая завораживает и притягивает, поражает и восхищает жителей Казани и гостей столицы.

Comments are closed.